cloud
cloud
cloud
cloud
cloud
cloud

Методические рекомендации педагогам при организации дистанционного обучения


Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Деятельность педагога в системе дистанционного обучения

Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.

Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.

Существуют два вида режима:

  • Offline — местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
  • Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места
    Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку  детского сада (электронный ресурс) и родитель (законный представитель) воспитанника может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
    Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с аудиторией.

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:

— выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счёт возможности выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
— разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
— организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
— разработать и осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения.

При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:

— сложность оказания эмоционально-волевого влияния на воспитанника (суггестивные способности);
— сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности);
— невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру;
— сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т.д.

 Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий

При виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:

— неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении;
— установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса;
—  создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
— соблюдение норм и правил   телекоммуникационного этикета.

Но не только педагог испытывает трудности, воспитаннику тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства:

– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
– изолированность от сверстников;
– желание скрыть истинные чувства, надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ виртуального собеседника.

В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач:

— обучиться преодолению информационных барьеров;
— обучиться сетевому этикету;
— повысить мотивацию обучающегося;
— применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

 Организация педагогом дистанционного обучения

Организация педагогом дистанционного обучения строится следующим образом:

I. Разработка конспекта.

Дистанционное занятие несколько отличается от обычного рядового занятия, т.к. подача информации идет не на прямую, а через экран монитора и обучающийся получается изолирован от педагога. Все это следует учитывать при разработке конспекта.

Алгоритм разработки конспекта к дистанционному занятию:

1.   Определение темы дистанционного занятия.
2.   Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т.д.).
3.   Постановка цели занятия (относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
4.   Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Определение длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.

II. Выбор наиболее удобного способа доставки учебного материала (раздаточного) заказчику.

С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию.

Можно рассмотреть следующие варианты:

1. Скачивание из личного кабинета или из методической копилки Виртуального детского сада файла и распечатка или создание его самостоятельно заказчиком.
2. Самовывоз — заказчик приезжает в ДОУ и берет на временное пользование готовый вариант учебного материала.

Подготовка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) воспитанников к данному занятию

Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию.

Методические рекомендации делятся на два типа:

1. Индивидуальные — в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает их в личный кабинет заказчика.
2. Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию.  Размещаются в методической копилке детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме offline.

Проведение занятия. Анализ занятия.

После проведения дистанционного занятия педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), так и самого педагога.

Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени

Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.
5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.