cloud
cloud
cloud
cloud
cloud
cloud

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ д/с №30

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.      Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих.

В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического  сопровождения ребёнка.

Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида насчитывает 140 воспитанника. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ: 24  (дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития).

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе.

Ключевыми направлениями работы педагога — психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

  • Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
  • Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, восприятия).Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
  • Воспитание навыков самообслуживания.

Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке адаптированной образовательной программы,  индивидуальных образовательных маршрутов, на основании рекомендаций ТПМПК. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Индивидуальные занятия проводятся до двух раз  в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. На занятии с ребенком проводятся игры с использованием современного оборудования.

Рисование на световом столе.

Для детей с ОВЗ очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.

Лепка фигур из цветного кинетического песка.

Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают «пироженые». У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения. Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ.

Рисование на светящейся led-доске цветными маркерами.

Светящаяся доска создает у детей положительный эмоциональный настрой на работу, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Подсветка доски меняется в зависимости от тематики изображения или желания ребенка. Изображение легко стирается мягкой тряпочкой.

Релаксация с использованием проектора «Звездное небо».

Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.

Бизиборд для развития мелкой моторики.

Бизиборд является прекрасным средством для развития мелкой моторики и возникновения познавательного интереса. Во время игры у ребенка активизируется мышление, память, внимание, восприятие.

Интерактивная пузырьковая колонна.

Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.

Фиброоптический светильник.

Светящееся фиброоптическое волокно очень притягивает внимание ребенка. К нему приятно прикасаться, рассматривать. У ребенка развиваются тактильные ощущения, восприятие цвета, внимание.

На групповых занятиях по программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития «Цветик-семицветик» Н. Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой  создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности. Данная программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка, с учетом динамики развития каждого психического процесса.На занятиях используются: игры-приветствия ,кинезиологические упражнения, игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики), психогимнастика, и этюды (развитие мимики),релаксационныеупражнения.
Наши дети принимают активное участия в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях,  конкурсах разного уровня, так  в марте 2022 года состоялся муниципальный конкурс рисунков  для детей ОВЗ  «По страницам любимых сказок», где дети завоевали почетные места, а в апреле 2022 года Арина Д приняла участие в Международном конкурсе творческих работ «Юный художник» и завоевала почетное 1 место..
В целом организованная мною работа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно оценить с положительной стороны. За прошедший период коррекционно-развивающей работы в 2021 – 2022 учебном году  произошли значительные изменения в динамике развития детей.  Сформировалась позитивная самооценка у детей, отмечен благоприятный эмоциональный настрой, расширился круг общения детей со сверстниками, дошкольники ощутили свою значимость, поддержку и любовь от окружающих.

педагог-психолог Ефимовских А.С.

  • Новости