Индивидуализированное образование и поддержка детской инициативы в средней группе «Акварельки»
Одним из принципов Федерального государственного стандарта дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому образовательный процесс в нашей группе строим с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Индивидуализация образовательного процесса предполагает создание в группе особой обстановки, ориентированной на развитие ребёнка. Для этого использую следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки).
В приёмной оформлено панно «Моё настроение», с помощью которого, дети учатся оценивать свое эмоциональное состояние. Дети, приходя в группу, берут свою фотографию и выбирают себе настроение, с которым они сегодня пришли. В течение дня настроение у детей может меняться. Панно используется весь день, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад и как оно может изменяться в течение дня, что даёт возможность отследить комфортность режимных моментов. В центре психологической разгрузки, размещена игра «Мои эмоции», коробочка – примирения (поссорившиеся могут помирится просунув руки в вырезанные отверстия), корзинка с клубочками разноцветных ниток, которая помогает успокоить расшалившихся детей.
Работа с родителями является очень важным аспектом воспитательного процесса в группе. Цель этой деятельности заключается в следующем: помочь взрослым понять своих малышей, правильно построить с ними взаимоотношения, обратить внимание на частые ошибки, допускаемые в воспитании детей. Для этого мы оформили стенд «Мамочка, не забудь!». Это дает возможность родителям улыбнуться и вспомнить приятные моменты, которые они могут подарить себе и своему ребенку!
Помещение группы разделены на Центры активности, которые дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Маркерами», где изображена подсказка для детей.
Также в группе есть работающие стенды «Наши правила», «Мы дежурим». Эти плакаты всегда напоминают детям о правилах группы. Правила сопровождают ребёнка в течение всего дня. Благодаря этим правилам дети становятся более серьезными и взрослыми. Дежурство – это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Дежурство приучает детей к порядку, дисциплине и чистоте. Многие дети с нетерпением ждут очереди своего дежурства, чтобы всем на практике показать, как они могут самостоятельно, без помощи взрослых обеспечивать порядок. Но с особой радостью ребенком будет восприниматься новость о предстоящем дежурстве, если его картинка будет размещена на специальном, красочном стенде.
В группе имеется «Наше творчества», на которой дети могут не только создавать свои творения, но и демонстрировать их окружающим.
Детские работы присутствуют во всём пространстве группы, они расположены на уровне глаз ребёнка и обязательно подписаны воспитателями. После выставки детские работы складываются в индивидуальное портфолио ребёнка.
В нашей группе работают тематические мини-выставки. Дети и родители приносят в группу интересные экспонаты, которые активизируют интерес детей, создают особую атмосферу вокруг изучения темы.
Для поддержки детской инициативы, в нашей группе применяются такие приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор. А также мы проводим дни детской инициативы.
В результате такой работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
воспитатель Францева О.В.