Инклюзивное образование в нашем детском саду.
«Каждый ребёнок особенный, все дети равные!»
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого. В нашем дошкольном образовательном учреждении открыты логопедическая группа и логопункт, куда зачисляются дети имеющие заключения ТПМПК, а также группы комбинированной направленности, где дети с особыми возможностями здоровья посещают общую группу и занимаются со сверстниками. Педагоги, работающие с этими детьми, учитывают их особые индивидуальные образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В процессе модернизации необходимым становится решение следующих задач:
- создание в ДОУ среды без барьеров, которая бы позволяла детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;
- становление связей сотрудничества и их укрепление между ДОУ и учреждениями социальной сферы.
Возможность инклюзивного образования в нашем ДОУ обусловлена:
- Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога — психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
- Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
- Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
- Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
- Востребованностью (по результатам ТПМПК).
На базе нашего учреждения создан консультационный центр и психолого-педагогическая комиссия, в которую могут обратиться родители или педагоги для получения помощи по вопросам дальнейшего обучения ребёнка.
Инклюзивное образование в ДОУ предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация, только при таком взаимодействии можно будет добиться определенного результата. Именно поэтому мы используем различные формы работы сотрудничества с семьёй и социумом:
Индивидуальные:
- Беседы
- Анкетирование
- Консультирование
- Индивидуальные практикумы
Групповые формы:
- Консультации
- Семинары — практикумы
- Собрания
- Клубы, тренинги
- Родительские чаты
Наглядные формы просвещения:
- Презентации
- Папки-передвижки
- Буклеты
- Памятки
- Информация на стенде
- Информация на сайте учреждения
Лишь общая стратегия и тактика в вопросах воспитания и развития особых детей может принести свои плоды, и мы сможем создать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка.
Учитель-логопед 1 к. к. Климцева Е.А.